top of page
Поиск
Евгений Трифонов

Куба, отдай наш хлеб! Куба, возьми свой сахар!


Куба. Экономика

Россия возвращается в Латинскую Америку. В сентябре в Москве были подписаны документы о сотрудничестве России и Кубы. Москва предоставит Гаване кредиты на модернизацию сталелитейного завода и строительство четырех энергоблоков ТЭС, а также центра обслуживания российских вертолётов.


Денег на всё это Гавана получит немало – €1,3 млрд. Особенно внушительно эта сумма выглядит на фоне российского кризиса…


Вторая точка российского «возвращения» - Никарагуа. Там китайцы намерены вырыть межокеанский канал – с большей пропускной способностью, чем Панамский. А Россия, если верить СМИ, будет охранять строительство с моря и с воздуха. Интересно, оплатят ли китайцы такую охрану, тем более что нападать на грядущий канал вроде бы некому…


«Возвращение» России на бывший «пылающий континент» - явление загадочное. На Кубе, в Никарагуа и ещё кое-где всё-таки присутствовал коммунистический СССР, а не капиталистическая Россия. И отношения красной Москвы с левыми латиноамериканскими странами, в первую очередь с фиделистской Кубой, были далеко не идиллическими.


Надо помнить, что братья Кастро и Че Гевара в 1960-м бросились в объятия Москвы не от любви к Марксу и Ленину, а оттого, что боялись американской интервенции. А она была более чем вероятна. Дело не только в том, что Фидель отменил многократно обещанные кубинцам и всему миру выборы, и не только в том, что она национализировал американскую, а потом и всю прочую частную собственность. Он, как и Че, желал стать лидером всех латиноамериканских левых – что и у того, и у другого получилось блестяще. А лидерство руководители «барбудос» решили заработать в боях.


Кубинская революция победила 2 января 1959 г., а уже в апреле отряд кубинцев вторгается в Панаму. До конца 1962 г. кубинцы вместе с местными боевиками вторгались в Гватемалу, Гондурас, Никарагуа, Гаити, Доминиканскую Республику, Венесуэлу и даже весьма далёкий от Кубы Парагвай! И именно представители этих стран (в первую очередь Гаити) потребовали от США – гаранта стабильности стран-членов Организации американских государств (ОАГ) - принять меры против кубинских агрессоров.


Советский Союз защитил Кубу и обеспечил выживание фиделистского режима, однако политика Гаваны общего с интересами Москвы имела мало. В частности, поддержка Гаваной левоперонистских боевиков в Аргентине крайне возмущала Москву, но Фидель её так и не прекратил до полного уничтожения последних в 1980-м. «Советский Союз крайне симпатизировал перонистскому движению 50-60-х, но проявлял большую осторожность, если не враждебность, к вооружённым перонистским группировкам 70-х годов.


В случае Аргентины, СССР прежде всего прислушивался к голосу местной Коммунистической Партии, которая была настроена довольно таки негативно не только по отношению к «Монтонерос», но и к другим ультралевым партизанским группировкам... В этой связи показателен такой факт: в 1976 году, в ходе встречи на Кубе советского посла с представителями PRT – ERP, последним не только было отказано в предоставлении материальной помощи, но и более того; советский посол яростно раскритиковал вооружённую деятельность партии в течение третьего перонистского правительства Кампоры – Перона, заметив, что они сами на своих плечах привели к власти военную хунту» (Интернет-страница Алексея Тарасова, «Монтонерос» в Москве»).


Если СССР опирался в латинской Америке на традиционные компартии, то Фидель – на кого попало, лишь бы признавали его великим вождём. Коммунисты в большинстве своём не поддержали идею континентальной революции. Лидер боливийских коммунистов М.Монхе неоднократно заявлял о неприемлемости вооруженной революции в его стране. Резко против партизанщины выступали компартии Бразилии, Аргентины, Мексики, Перу. В результате соратниками Фиделя и Че в Латинской Америке становятся мелкие группы самого различного толка – троцкистские, маоистские и даже ультранационалистические. Так, в Аргентине прокубинскую герилью начал Х.Р.Масетти – бывший активист фашистской партии «Такуара», патологический антисемит, садист и убийца. Из фашистских рядов вышел и другой аргентинский соратник Гаваны – Х.Бакстер. В Бразилии кубинцы находят сторонников тоже не в компартии, а среди левых трабальистов (националистов) Л.Бризолы.


В Колумбии СССР поддерживал партизан-коммунистов ФАРК, а Куба – враждебную им Армию национального освобождения. В Гватемале Москва помогала Революционным вооружённым силам, Гавана – Повстанческим вооружённым силам. То же было и в Сальвадоре. А в Конго кубинцы вообще поддерживали повстанцев-симба – примитивных бандитов, дикарей и людоедов. И всё это – на советские деньги.


Особо следует отметить роль Кубы в чилийской трагедии: Гавана, на словах поддерживая Альенде, вооружала леваков из Левого революционного движения (МИР), ведших войну против социалистического режима. Для Москвы это было жестоким ударом – на Альенде СССР делал очень серьёзную ставку…


Только после крушения Альенде Москва строго потребовала от «союзника» сделать наконец кое-что не для раздувания собственного пиара, а в общих интересах соцсодружества. И поехали кубинские бойцы воевать в Анголу и Эфиопию – спасать очередных советских «союзников». Которым, как и Кубе, от Москвы нужны были лишь деньги, хлеб и оружие.


Почему же СССР терпел кубинские выкрутасы? А потому, что деваться ему было некуда: Фидель и Че, как и желали, стали кумирами левых всего мира. А кумиров бросать на произвол судьбы нельзя – обидятся и примкнут, скажем, к Китаю. А то и падут в объятия США – как Египет при Садате.


Но это хотя бы была Большая Игра – Москва и Вашингтон боролись за влияние в мире. Но если сейчас Москва намерена возобновить Игру, то нас всех можно только пожалеть: силы у современной России по сравнению с СССР, скажем, 1970-х просто ничтожны. И односторонний, как в советские времена, «союз» с откровенно люмпенскими, маргинальными режимами наподобие кубинского, никарагуанского и венесуэльского России совершенно не нужен. Тем более что кредиты они, как правило, не возвращают – богатая нефтью Венесуэла так и не заплатила сполна на российское оружие, а Кубе и Никарагуа вообще пришлось списать все их многомиллиардные долги. Но они с удовольствием на наши деньги ведут собственные игрища - например, Чавес боролся с Колумбией и Гайаной, а Никарагуа бодается с той же Колумбией и Коста-Рикой.


Советский народ был, как известно, сер, но мудр. И «любовь» хрущёвской и брежневской Москвы с бородатым парням в форме «верде оливо» была нашим гражданам совершенно непонятна. И они сочинили песенку: «Куба, отдай наш хлеб! Куба, возьми свой сахар! Куба, Хрущёва нет! Куба, пошла ты на…!»


Источник: www.noteru.com

54 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page