top of page
Поиск
Николай Леонов

Кубинский ренессанс


Куба.

Впервые после победы революции у кубинцев наступила реальная передышка


Давно я не был на Кубе. Пролетело почти три года с той поры, когда я приезжал сюда, чтобы собрать материалы для написания книги о Рауле Кастро – она вышла весной нынешнего года в серии «Жизнь замечательных людей». Но с того времени на острове и вокруг него произошло столько событий, привлекших внимание мировой общественности, что захотелось своими глазами увидеть картину сегодняшнего дня.


Я приехал в Гавану в первых числах ноября и первое, что мне бросилось в глаза – это отряд военных кораблей КНР, пришвартованных в порту. Выкрашенные в белый цвет красавцы класса эсминцев и крейсеров гостеприимно открыли трапы для гаванцев, которые нескончаемой струйкой поднимались на их палубы. Я спросил у дежурного офицера, почему китайские специалисты отказались от традиционной серой, под цвет морской волны, окраски корабельной надстройки. В ответ получил: теперь в этой маскировке нет прежней необходимости, обнаружение противника и морской бой ведутся на большом расстоянии, за пределами видимости. И в самом деле, корабли были почти лишены традиционного артиллерийского вооружения. По бортам виднелись только многочисленные ракетные направляющие.


Это первый в истории отношений двух стран дружественный визит отряда военных кораблей КНР. Китайцы зайдут потом в мексиканские порты и подпортят нервы американцам, прежде чем взять курс на родину. Это явно разведывательный поход, проверка техники и готовности экипажей, демонстрация флага. Одновременно – ответный щелчок по носу Вашингтону: примерно в эти же дни он посылал свои эсминцы в воды Южно-Китайского моря, которые КНР считает своими территориальными. Одним словом, «пободались» в самых отдаленных частях Мирового океана. Претензии США на силовую монополию даже в Западном полушарии тают, кусочек рафинада в стакане горячего чая...


Куба гудит, как улей по весне. Заказать билет на самолет, летящий на Остров Свободы, стало совсем не простым делом, места, особенно в бизнес-классе, резервируются задолго до отлета.


В местных отелях аншлаг. Поговаривают о необходимости арендовать пару-тройку пассажирских лайнеров, которые могли бы быть плавучими гостиницами. Предприниматели, чиновники, журналисты пачками приезжают на многочисленные международные мероприятия, на которые щедра нынешняя Куба. Известно, что в Гаване находится самый многочисленный дипломатический и журналистский корпус во всей Латинской Америке. Даже Всемирная федерация демократической молодежи, о существовании которой мы в России почти забыли, проводила в ноябре свою конференцию в Гаване. Была на ней и российская делегация в составе 25 человек, которая предложила провести очередной всемирный фестиваль молодежи в Сочи. Одним словом, жизнь бьет ключом.


Спрашиваю у посла России Михаила Камынина, не осталась ли Россия чужой на этом празднике жизни. Ведь до 1991 года наша страна была главным другом и партнером Кубы. Нет, ни в коем случае, отвечает он. Времена, конечно, существенно изменились. Добрые, партнерские отношения на условиях рынка связывают наши страны. Месяц назад в Москве были подписаны крайне важные соглашения, которые закладывают фундамент для долгосрочного сотрудничества. Под кредит в 1,2 миллиарда евро Куба закажет на российских предприятиях 4 энергоблока для тепловых электростанций мощностью по 200 тысяч киловатт каждый. Когда эти энергоблоки вступят в строй в начале двадцатых годов, производство электроэнергии в стране увеличится на четверть.


Россия берет на себя работу по модернизации металлургического завода «Антильяна де асеро». Даже писать об этом приятно на фоне набивших оскомину причитаний по поводу того, что Россия живет только за счет экспорта нефти и газа. Есть еще у нас возможности для экспорта высокотехнологичной промышленной продукции. Надо только искать подходящих партнеров и находить взаимоприемлемые условия для сотрудничества. Заметим, кстати, что никаких особых преимуществ никто в этом мире не дает, везде надо одолевать конкурентов, хотя иногда память о добрых отношениях играет положительную роль.


Например, в свое время Куба приобрела в России около 9 тысяч грузовиков завода КамАЗ. Они прекрасно зарекомендовали себя на тяжелых работах по строительству земляных дамб, соединивших острова вдоль северного побережья Кубы, где построены сотни современных туристических отелей. Сейчас половина этих грузовиков стоит на приколе – нет запасных частей, нужен основательный ремонт. Руководство КамАЗа, при поддержке властей Татарстана, намерено построить в свободной зоне около порта Мариэль предприятие, где, вместе со сборкой новых машин, будет находиться производство запасных частей, здесь же грузовики станут ремонтировать. Это уже всерьез и надолго!

Вообще-то, на Кубе для российских предпринимателей работы непочатый край, но серьезной помехой является наш затяжной экономический кризис и въевшаяся в кровь привычка к легкому «халявному» обогащению. Немалые возможности открываются, к примеру, благодаря использованию тех валютных средств, которые вносит Куба на счет нашего министерства финансов в соответствии с соглашениями о погашении долгов, оставшихся со времен СССР. Известно, что Гавана будет в течение 10 лет платить ежегодно по 300 миллионов долларов Москве, но эти средства должны быть вложены в экономику Кубы – как российские инвестиции. Платежи уже идут, но конкретных планов использования этих средств пока нет.


Эмоциональный климат для всего российского на Кубе остается положительным – в отличие от многих европейских стран, в особенности в Восточной Европе. Нас здесь помнят только как друзей, поддержавших страну в самое трудное для нее время.


Если мы каждый раз с горечью читаем об осквернении могил наших воинов, отдавших свои жизни ради освобождения этих государств от фашизма, то на Кубе все выглядит иначе. На острове в свое время была развернута группировка в составе почти 45 тысяч человек. Несколько десятков наших военнослужащих погибли здесь при выполнении своих задач – не в боевых действиях. Они захоронены в специально построенном Мемориале воина-интернационалиста, за могилами тщательно ухаживают, там каждое 9 мая и по другим российским праздникам проводятся торжественные мероприятия. Контраст разительный между восточноевропейским вандализмом и кубинской благодарностью.


В центре Гаваны высится прекрасный православный храм, построенный в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был воздвигнут по инициативе Фиделя Кастро и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в память о братской дружбе между нашими народами. Где еще можно найти свидетельства такого единения?


После чернобыльской катастрофы Куба приняла на бесплатное лечение более 25 тысяч детей из тогдашнего Советского Союза, предоставив в их распоряжение прекрасный курортный лагерь на берегу моря в 15 километрах к востоку от Гаваны.


Но и в нашей стране мы помним о том времени. Недавно в Москве широко отмечалось 50-летие Общества дружбы между нашими странами, у истоков которого стояли Юрий Гагарин и Че Гевара.


В Москве мне приходилось очень часто слышать озабоченные вопросы относительно будущего Кубы и комментарии, полные опасений касательно российского партнерства с этой страной. Наши люди, понятное дело, находятся под впечатлением тех быстрых и крутых изменений, которые произошли в странах Восточной Европы и некоторых бывших союзных республиках после распада СССР.


Приунывшие друзья даже говорили о закате кубинской революции, которую вот-вот сожрут ненасытные Соединенные Штаты.


Старт таким настроениям дали события 17 декабря 2014 года, когда одновременно Барак Обама и Рауль Кастро объявили о восстановлении дипломатических отношений между США и Кубой.


Я, не уставая, убеждал своих товарищей не предаваться унынию, потому что для него нет никаких оснований. Куба во всем этом «повороте» ни в чем не отступила от своих традиционных позиций. Не она была инициатором разрыва дипломатических отношений с США в 1960 году. На протяжении всех долгих лет противостояния Гавана постоянно заявляла о готовности вернуться к нормальным отношениям – но только на основе равноправия, невмешательства и уважения суверенитета Кубы. Изменили свою позицию США, хотя сделали это не по доброй воле, а, скорее, под давлением обстоятельств. Стремясь изолировать Кубу, задушить ее блокадными мерами, Вашингтон сам оказался в изолированном состоянии. ООН из года в год принимает почти единогласно резолюции, осуждающие его антикубинскую политику. Только США да Израиль голосуют «против».


Полтора века Соединенные Штаты управляли Западным полушарием через структуру так называемого Панамериканского союза - эта организация не раз меняла свое название, пока не стала Организацией американских государств, откуда Куба была исключена. ОАГ не без оснований называли «министерством колоний Вашингтона», а саму систему взаимоотношений между странами – «содружеством акулы и сардинок». Сейчас авторитет этой организации равен нулю, вместо нее страны Латинской Америки и Карибского бассейна создали свою собственную структуру – СЕЛАК. Эта аббревиатура расшифровывается как Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В нее не принимают США и Канаду, хватит! Куба играет в СЕЛАК очень видную роль, Рауль Кастро был даже на ротационной основе ее председателем в течение года. В 2014-м состоялся саммит содружества в Гаване, куда приехали 30 президентов и глав правительств стран-членов СЕЛАК. Вашингтону оставалось кусать собственные локти…


Из-за позиции США главу кубинского государства до последнего времени не звали на встречи на высшем уровне в масштабе всего полушария. Но давление со стороны латиноамериканского сообщества оказалось настолько сильным, что Вашингтон оказался вынужденным уступить, и впервые, в начале 2015 года, Рауль Кастро был приглашен на такую встречу, состоявшуюся в Панаме. Выступление кубинского лидера стало образцом достоинства и, в то же время, готовности к равноправному сотрудничеству.


Пока США упорствовали в своей имперской политике применительно к Кубе, страны этого региона сильно выросли в всех отношениях, исчезли военно-полицейские диктатуры, окрепла их экономика. В Западном полушарии появился новый мощный игрок – Китай. Возможности Вашингтона заметно уменьшились, американцам приходится, скрепя сердце, вносить изменения в свою политику.


Но США остаются США. Они будут упираться до последнего, цепляясь зубами и когтями за старые позиции, что показывают их отношения с сегодняшней Кубой. Объявленные в декабре прошлого года шаги - и дополнительные меры, принятые в их развитие позже - носят поверхностный, второстепенный характер, и не затрагивают фундаментальных, коренных проблем, разделяющих США и Кубу. Поднять флаги на зданиях посольств вовсе не значит открыть новую главу в отношениях между государствами. Прошел практически год с момента восстановления дипломатических отношений, но до сих пор не назначены послы. В США не так просто определиться с кандидатурой своего представителя. Будет ли им демократ или республиканец? Сторонник углубления «разморозки» - или очередной «медный лоб»? Несмотря на обещания Барака Обамы, конгресс США и не приступал к обсуждению коренных вопросов, связанных со снятием блокады с Кубы. Даже прерогативы президента США не используются в полной мере. Он вправе был бы разрешить американцам свободно посещать Кубу, как это делается в отношении других стран. Ан – нет! Послабления есть, а полной свободы нет.


Граждане США могут поехать на Кубу, но только в составе групп, в организованном порядке, под присмотром «уполномоченных лиц». Прямо, как у нас во времена СССР.


Если раньше власти США разрешали близким родственникам время от времени посещать своих близких на Кубе, то теперь вышло дозволение поехать туда не одному, а взять с собой супругу и одного ребенка.


Сняты ограничения на размер денежных переводов из США на Кубу по линии родственников, но в обратном направлении деньги посылать нельзя, даже если речь идет о передаче наследного имущества – потому что в Америке нет банка, который бы осуществлял подобные операции.


У кубинцев много прекрасных спортсменов, которые могли бы выступать в командах других стран – вроде наших хоккеистов, играющих в Канаде и США – на основе обычных коммерческих контрактов. Но США не готовы согласиться на мировую практику. Им нужны именно «дезертиры», согласные порвать все связи с родиной. Таких рытвин и ухабов на пути кубино-американских отношений – тьма тьмущая.


К главным вопросам даже подступиться невозможно. О судьбе базы в Гуантанамо известно тоже только одно обещание Барака Обамы перевести тюрьму с ее территории в другое место. Сейчас в ней содержатся около 50 заключенных. А дальше что, как быть с этим обломком неоколониализма? Позиция Кубы предельно ясна, а США, как говорят, «не мычат и не телятся».


Понятно, что «непримиримые» в США связывают свою позицию по отмене блокадных мер с вопросом о компенсации за национализированное революцией имущество американских граждан и компаний на острове. Но Гавана представит гораздо более крупный счет за нанесенный Соединенными Штатами ущерб народу Кубы. Кто и как сможет разрешить эту головоломку?


Тема разногласий между США и Кубой бесконечно обширна и глубока. Понадобятся многие годы и огромная воля с обеих сторон, чтобы прийти к расчистке завалов, созданных Соединенными Штатами в отношениях между Кубой.


То, на что согласны сейчас в Вашингтоне – это только послабления в части гуманитарных вопросов. Торговые, экономические, финансовые и другие проблемы пока отложены в долгий ящик.


В США наступает год выборов, действующего президента называют «хромой уткой». И ждать каких-то радикальных инициатив со стороны Вашингтона сейчас вряд ли можно. От кубинцев ничего в этом отношении не зависит, не они городили заборы и создавали завалы, но готовы принять активное участие в их расчистке.


Кубинцы сейчас находятся в привилегированном положении. Впервые после победы революции у них наступила реальная мирная передышка, когда США вроде бы смирились с невозможностью уничтожить силой мятежную Кубу. Сейчас у кубинцев одна задача: поднять экономический потенциал страны до уровня ее политического престижа. Пожелаем им в этом успехов и победы!


Источник: http://www.stoletie.ru/


11 просмотров0 комментариев
bottom of page