Американец Джон Роуз, глава первого московского рекламного агентства, возглавил маленькое российское вторжение на Кубу, он уже основал первую на острове рекламную и пиар-группу. Его компания Rose Marketing, работавшая в России с Coca-Cola, Starbucks, Citigroup, Samsung и GSK, уже открыла офис в Гаване и наняла четверых консультантов.
Роуз и другие московские бизнесмены верят, что потепление в отношениях между Кубой и США откроет дорогу инвесторам из стран, исторически связанных с карибским островом.
Куба стала близким союзником СССР в 1961 г., когда президент США Джон Кеннеди попытался устроить на острове переворот и свергнуть Фиделя Кастро. Операция в бухте Свиней закончилась для Штатов катастрофой. Последовавший за этим Карибский кризис поставил мир на порог ядерной войны.
«Проблема средств массовой информации в том, что они сосредоточены на изменениях в США, а не на том, как реагируют на них на Кубе, — говорит Роуз в интервью bne IntelliNews. — Кубинцы говорили мне, что они не собираются просто лечь и раздвинуть ноги для американцев».
Группа частных инвесторов из России организовывают Российско-кубинский инвестиционный фонд, который планирует вкладываться в туризм, энергетику, инфраструктуру и рестораны. Исполнительным директором фонда стал Гари Чагласян, основатель ресторанной компании InterDining Group, управляющей московскими Hard Rock Café, Hungry Duck и Taco Bar. Российско-кубинский фонд хочет привлекать крупных инвесторов, в том числе из суверенных фондов, например Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
«У России прочные и давние связи с Кубой, — заявил в декабре глава РФПИ Кирилл Дмитриев. — Инвестиции в порты и аэропорты очень интересны, учитывая потенциал роста кубинской экономики».
Россия вносит свой вклад в рост дружественной экономики. В июле 2014 г. она согласилась списать 90% (почти $32 млрд) кубинского долга Советскому Союзу. Тогда же российские госкомпании «Роснефть», Интер РАО и «Русгидро» подписали соглашения о сотрудничестве с кубинскими коллегами на церемонии в Гаване. Сделка Интер РАО с кубинской Union Electrica была оценена в €1,2 млрд.
«Аэрофлот» и компании из ОАЭ планируют построить фактически для американцев в Гаване аэропорт стоимостью $200 млн.
Прямые рейсы из Москвы на Кубу — огромное преимущество, но для американца Роуза существуют определенные ограничения. Поэтому его фирма активно задействует своих русских сотрудников и развивает связи с российским посольством в Гаване. «Я давно присматривался к Кубе и сейчас, мне кажется, настал правильный момент для инвестиций. Мы продолжаем работать в России, но курс рубля осложняет ведение бизнеса», — говорит Роуз.
Роуз приезжает на Кубу в течение 14 лет. Сейчас ему нужно организовать представительную и операционную компании, которые смогут работать с двумя валютами — так он начинал когда-тов Советском Союзе. «Основать бизнес на Кубе — mui complicado (очень сложно), — говорит Роуз. — Никто не знает, что будет дальше, люди экспериментируют — похоже на то, что было в России… После того, как я открою свой бизнес, я буду либо одним из тех, кого посадят, либо я стану одним из первых, кого уже не будут сажать».
Samsung, с которым Роуз работал много лет, тоже заинтересован в Кубе и сейчас рассматривает возможность выйти на этот рынок через Панаму. Большинство продаж на Кубе делается на торговых выставках, и Samsung представлял свой смартфон Galaxy Note в собственном павильоне на всех последних мероприятиях.
Роуз впервые приехал на Кубу в 2002 г. на известный Гаванский фестиваль сигар. Бизнесмен вернулся на остров в 2004 г., потом приезжал два раза в год, а сейчас ездит каждые два месяца.
Еще одна связь Роуза с кубинским бизнесом — московский ресторан «Флоридита», вдохновленный одним из любимых Хемингуэем гаванских заведений. «Мы открыли „Флоридиту“ на Арбате, чтобы теснее работать с Havana Holdings, — говорит бизнесмен. — Это была их первая проба сил в ресторанном бизнесе, потом они начали заниматься туризмом и ввозом продуктов на Кубу. Я имел возможность наблюдать, как работают совместные предприятия, как меняется Куба и какие возможности для бизнеса появляются на острове».
В большинстве статей о потребительском рынке Кубы упоминается средняя зарплата в $20–30. Однако большинство жителей острова получают существенные денежные переводы из США. Кубинцы привыкли «крутиться», и большинство находят способ довести свой ежемесячный доход до несколько сот долларов.
Сейчас на Кубе практически нет рынка маркетинга и пиара, а власти запрещают СМИ использовать рекламу. Роуз планирует организовать в стране первый медиа-саммит, чтобы стимулировать развитие рынка.
Сейчас на Кубе такая же ситуация с рекламой, как в России в конце 1980-х гг., когда Роуз впервые приехал в Москву. Он первым установил в российской столице билборды, привлек киношников в телерекламу, разрисовал рекламой автобусы и троллейбусы.
«Я был на Кубе в 2013 г., когда умер Чавес, — это был день национального траура и символ начинающихся перемен. Мы поняли, что должны развивать свой бизнес именно здесь, — говорит Роуз. — Миссия Кубы — вернуть себе позицию коммерческого хаба на Карибах».
В ноябре кубинское правительство опубликовало портфолио проектов для иностранных инвестиций. Документ содержит около 250 проектов, требующих около $8 млрд вложений в краткосрочной перспективе и $20 млрд — в средне- и долгосрочной перспективе.
Множество проектов представляют сектора, которые, по мнению правительства, должны возродить местную экономику и оживить экспорт. Представлено около 100 проектов в энергетике, 56 — в туризме и 32 — в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания.
«Закупка западных товаров все еще проходит централизованно, и государство больше думает о цене, чем о качестве, — говорит Роуз. — Samsung говорит, что они все время следят за погодой. Если надвигается шторм, Куба закупит немного, потому что после шторма деньги пойдут на восстановление того, что было разрушено. Все деньги сейчас в одном кармане, и они просто перенаправляют их, как это было в Советском Союзе».
Перевод Анны Кравченко
Источник: www.fingazeta.ru