top of page
Поиск
Евгений Бай

Всё, что нажито Обамой: Трамп хоронит кубинское наследие?


Президент США Дональд Трамп выступил в Майами с анонсированным заранее объявлением о смене курса в отношении Кубы. Трамп объявил «порочной» политику своего предшественника Барака Обамы, который в конце 2014 года начал процесс нормализации отношений с Кубой, в 2015-ом восстановил с ней дипломатические отношения, а в 2016-ом сам посетил остров. Нынешний глава Белого дома отменил эту «ужасную сделку» и заявил, что Америке нужен «новый, более выгодный контракт» с кубинцами.


Речь президента была весьма эмоциональной и жесткой. Однако на самом деле о полном пересмотре кубинской политики Обамы речь не идет. Дипломатические отношения не будут разорваны. Посольство США останется там, где оно находится - на гаванской набережной Малекон. Самолеты американских компаний продолжат летать на Кубу, а круизные суда из Майами будут по-прежнему швартоваться в кубинских портах. Изменения коснутся двух сфер -американского туризма на Кубу и контрактов с кубинскими компаниями, которые контролируются военными. Речь идет о конгломерате Grupo de Administracion Empresarial (GAESA), которым руководит зять Рауля Кастро генерал Луис Альберто Родригес.


Во время оттепели, начатой Обамой, туристическая сфера на Кубе переживала настоящий бум. В прошлом году на острове побывало около 4 миллионов иностранных гостей. Из них американцев (в это число не входят проживающие во Флориде кубино-американцы) было около 300 тысяч. А только за пять месяцев нынешнего года число туристов из США составило 285 тысяч человек. Такой рост стал возможным благодаря тому, что Барак Обама при формальном сохранении запрета американским гражданам посещать Кубу увеличил до 12 число категорий тех, кому такие поездки были разрешены в интересах развития «контактов между людьми». Теперь Трамп намерен резко ограничить то, что он назвал «диким американским туризмом» на Кубу. Отныне желающие посетить остров, как и прежде, должны обращаться к своим властям для получения специального разрешения. Цель президента, которую он достаточно ясно сформулировал-ограничить приток долларов в кубинскую казну, которые режим использует для укрепления репрессивного аппарата.


Главные советники Трампа, сенатор от Флориды Марко Рубио и конгрессмен Марио Диас-Баларт (оба кубинских корней), убедили президента, и не без оснований, что после начала нормализации отношений между двумя странами кубинские власти лишь ужесточили политику преследований инакомыслящих, а за решеткой сейчас больше политических противников режима, чем прежде.


Другой сферой, о которой упомянул Трамп, является запрет на деловые контакты с компаниями, входящими в военный конгломерат GAESA. Их по самым приблизительным прикидкам около 20 и они контролируют до 60 процентов кубинской экономики. Под контролем военных-почти вся туристическая, транспортная и строительная сфера, банки, все социальные службы, недвижимость, супермаркеты и многое другое. Как заявил сенатор Рубио, который и помогал Трампу подготовить его речь по Кубе, «теперь наш экономический договор будет исключительно с кубинским народом».


Объявление о смене курса по отношению к Гаване вызвало между тем неоднозначную реакцию среди американских политиков, бизнесменов и правозащитников. Нет единства и среди кубинцев-политических противников правительства Рауля Кастро. Известный лидер оппозиции Карлос Альберто Монтанер, поддержавший Трампа приводит следующие аргументы. «Для Кубы «холодная война» не прекратилась,-говорит он.-Гавана в нарушение резолюций ООН отправляет оружие северокорейскому режиму, поддерживает правителей Сирии, Ирана и путинскую Россию, любого, кто выступает против западных демократий». Но главное преступление кубинского режима, по мнению Монтанера, - в том, что он лишь подливает горючего в пламя гражданского противостояния в Венесуэле, страны, оказавшейся на грани экономической и гуманитарной катастрофы. Кубинские кадры, сформированные КГБ и «Штази», по словам оппозиционера, тренируют и направляют своих венесуэльских коллег, которые жестоко подавляют оппозицию в своей стране.


Однако в том, что новый курс Трампа будет эффективен сомневаются другие противники властей, живущие на самом острове. Как пишет Рейнальдо Эскобар, автор единственной независимой газеты «14 с половиной», издающейся на Кубе «возвращение к политике гарроты лишь усилит позиции наиболее консервативных сил в кубинской иерархии накануне запланированной отставки Рауля Кастро (она должна состояться в феврале 2018 года), даст властям новый предлог обвинить во всех кубинских бедах империализм США и начать обрушивать еще большие репрессии на диссидентов».


Многие американские эксперты и журналисты также сомневаются в том, что объявленные Трампом меры дадут положительные результаты. Как считает известный американский колумнист Андрес Оппенхеймер, объявление о пересмотре кубинской политики «является типичным театром Трампа, предназначенным исключительно для внутреннего пользования в период, когда Белый дом оказался в настоящей осаде из-за расследования связей людей президента и его самого с русскими». И никакая борьба за демократию на Кубе, считает журналист и политолог, Трампа не интересует.


О непродуманности шагов Белого дома пишет для Yahoo и Патрик Симмс, автор книги о Фиделе Кастро, хорошо знающий Кубу изнутри. Он согласен с тем, что американские туристы в той или иной степени оплачивают кубинский репрессивный аппарат. Но в то же время нельзя отрицать радикальный рост, благодаря туризму, кубинской экономики во время оттепели Обамы. «Дивиденды от растущего туристического сектора-это экономическая независимость кубинцев, их растущие доходы, -говорит он,-возможность накормить и одеть своих детей и в конечном счете большая свобода открыто говорить и выражать свой протест».


Корреспондент The Washington Post в Гаване Ник Мирофф, приводит свои аргументы в пользу развития туризма. Большинство гостей из США, пишет он, не останавливаются в отелях, находящихся под государственным контролем, а предпочитают снимать частные апартаменты в Гаване и других кубинских городах по линии Airbnb. Большая часть этих денег идет в карман самим кубинцам, владельцам жилья. И именно туристы из США, которые от общего числа посещающих остров иностранцев составляют скромные 7 процентов сыграли в минувшие два года огромную роль в развитие частной аренды жилья. Теперь это сектор может начать ослабевать, а стало быть, одна из главных целей политики США-стимулирование кубинских частников не будет достигаться.


От прекращения контактов с кубинскими военными пострадают и крупные американские туристические компании-Starwood, Sheraton, а также швейцарская Kempinski, которые вложили сотни миллионов долларов в строительство 5-ти звездных отелей в Гаване и на кубинском побережье. Контакты они заключили с компанией Gaviota, которая является частью военного конгломерата GAESA. А сколько еще потерь будет у американских фирм, которые с вожделением смотрели на неосвоенную Кубу как на своего рода Эльдорадо, трудно подсчитать.


В Гаване, похоже, были готовы к такому развитию событий. Ее реакция была относительно спокойной. Куба, говорится в официальном коммюнике, отвергает «враждебную риторику» президента Дональда Трапа, но подтверждает свою готовность поддерживать «уважительный диалог» с США. Почти одновременно с объявлением Белого дома о частичном сворачивании курса Обамы по отношению к Кубе в Гаване объявлено о создании Национальной избирательной комиссии. Она будет руководить процессом по проведению в октябре этого года сначала на муниципальном, а потом и на национальном уровне выборов, которые должны закончиться сменой лидера страны.


Источник: www.politcom.ru

4 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page